kaysyn (kaysyn) wrote,
kaysyn
kaysyn

Капитализм, коммунизм и человек. Часть первая.

Оригинал взят у zheldor_eot в Капитализм, коммунизм и человек. Часть первая.


Вопрос соотношения человека и коммунизма интересует меня давно. Недавно появился хороший повод написать на эту тему.

В опубликованной в 166 номере газеты Суть времени статье "Природа человека и капитализм" за авторством Ольги Горяниной рассматривается вопрос судьбы развития человека при капитализме и коммунизме. Капитализм не способен в глобальном масштабе решить проблему возникающих "ножниц" между растущими технологическими возможностями человека и его морально-нравственным развитием, которое будет определять сферу приложения технического потенциала. Лишь коммунизм способен решить эту проблему так как при построении коммунистического общества будет развиваться в морально-нравственном плане и сам человек.

Впервые с вопросом соответствия человека как такового и общественно-экономической формации я столкнулся в 10 классе на уроке истории. Тогда при изучении теории общественно-экономических формаций Маркса преподаватель определил коммунизм как полное удовлетворение всех человеческих потребностей. Но мне это определение не понравилось в силу того, что коммунизм современному человеку в том виде, в каком он есть, построить невозможно. Невозможно по причине того, что, сколько не удовлетворяй его материальные потребности, всё ему будет мало. Так мне стало ясно, что проблема коммунизма не только экономическая и технологическая.

До поры, до времени этот вопрос не казался мне важным. Но в 2011 году стали выходить выпуски передачи "Суть времени" Сергея Кургиняна, где обсуждался вопрос о развитии человека при капитализме и коммунизме. Для меня это было что-то новое. Ни один из изученных мной современных историков, философов и социологов этот вопрос не ставил. Все обсуждали что угодно, но не вопрос развития человека.
Между тем, вопрос о человеке, его природе, месте в мире, отношении с другими людьми является одним из ключевых при изучении капиталистического, коммунистического или любого другого общества.

Капитализм рассматривает человека как некоего субъекта с «внутренним зверем», которого можно «запрячь» и эксплуатировать в своих целях. При этом, в связи с эксплуатацией этого зверя и самого человека для извлечения прибыли, речь о развитии человека как личности не идёт. Да, безусловно, культурный и бытовой уровень среднего жителя развитых капиталистических стран сильно вырос за последние 200 лет. Но это было связано с необходимостью развития рабочей силы и, во второй половине XX века особенно, с необходимостью "подкупа" граждан в связи с успехами построения социализма в СССР и странах социалистического блока. Вопрос же принципиального изменения человека в капиталистическом обществе никогда не ставился на уровень первоочередной задачи.

Человек в коммунистическом обществе рассматривается в первую очередь как личность, а не как источник прибыли. Одной из основополагающих идей в концепции коммунизма является коллективность. И именно в коллективе человек будет расти и развиваться. Определение коммунизма, данное Сергеем Кургиняном "Коммунизм - это раскрепощение и развитие творческих способностей человека" выглядит более адекватным, нежели "полное удовлетворение всех человеческих потребностей". При таком подходе можно ожидать гармонизации развития духовно-нравственного потенциала человечества и уровня его технического могущества. Это определение также снимает вопрос о материальных препятствиях на пути построения коммунизма из-за физического ограничения ресурсов, которые надо направить на удовлетворение материальных потребностей человека.

Мне могут возразить, что в моих рассуждениях о судьбе человека в капиталистическом обществе есть внутреннее противоречие, так как, отрицая возможность развития эксплуатируемых людей я, тем не менее, признаю факт улучшения условий жизни и личностный рост трудящихся на Западе. Но это кажущееся противоречие, так как рабочие в развитых капиталистических странах сами становятся, по сути, эксплуататорами в отношении трудящихся в странах периферийного капитализма.

Происходит это за счёт того, что часть изымаемой у рабочих периферийных стран капитализма прибавочной стоимости капиталисты западный стран делят с рабочими - жителями стран Запада. Тем самым происходит "покупка" лояльности населения западных стран. При этом современная тенденция такова, что и на Западе происходит уменьшение этой доли. Эта схема становится понятна, если посмотреть на условия труда и уровень его оплаты для рабочего в одной и той же компании где-нибудь в Германии или Франции и в Китае или африканских странах. В последнем регионе, кстати, капиталисты не гнушаются и эксплуатацией и детского труда. Такая эксплуатация явным образом не оставляет шансов рабочим на личностный рост, развитие творческих способностей. В такой ситуации они заняты лишь удовлетворением самых элементарных потребностей.

Продолжение следует.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments