?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Иди и смотри. Левиафан.
kaysyn
1380394593_3
На прошедшей встрече  киноклуба  «Суть Времени Киров» наша ячейка совместно с гостями просмотрела фильм Элема Климова «Иди и смотри».
Этот фильм с одной стороны исполнен в стилистике предельного реализма, а с другой стороны насквозь пропитан символами. И, как показало последующее обсуждение,  фильм справляется с теми задачами, которые ставил перед собой его режиссер. Через психологическое напряжение фильм вызывает высокий по накалу эмоциональный отклик.  Вектор обсуждения задала неожиданная реплика нашего гостя о том, что этот фильм вызвал у него отторжение, ассоциируясь с вырождением киноискусства  в позднесоветский период. И как логический вывод из этого - наследственность современных «левиафанов» к подобному советскому творчеству. Это резюме вызвало эмоциональную и живейшую дискуссию.

Действительно, даже для подготовленного зрителя фильм оказывается  сложным и неоднозначным. В нем нет классического героя, в нем нет подвига, в нем нет деятельного противодействия злу. По сюжету фильма идет медленное, но неумолимое нагнетание ужаса, мрака, боли; вползает особая война. Война не за ресурсы, земли, не за богатства – война за право на существование. Об этом говорит в конце фильма немецкий офицер: « С детей начинается все. Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее. Низшие расы плодят заразу коммунизма. Вас не должно быть, и миссия будет исполнена. Сегодня или завтра». Вот она предельная  и окончательная позиция зла в этой войне. Как оказалось, режиссер оказался прозорлив, предугадав, что война еще не окончена.
Центральный символ в картине - это расстрел белорусским подростком Флерой, главным героем фильма, портрета Гитлера: каждый выстрел как бы поворачивает время вспять, к началу возникновения этого предельного зла. И Флера останавливается только перед младенцем. Вот вокруг чего мы ломаем копья. Здесь кроется смысл нового гуманизма, смысл коммунизма, здесь наш символ веры - вера в человека. Тогда мне стал понятен тот факт, почему люди вступали в ряды коммунистов в этой особой метафизической войне. Именно на этой войне они понимали это предельное различие между добром и злом, понимали значение той священной войны, которую они вели.



Гитлер, как воплощение Зверя, был порожден чревом капитализма,  роковой неотвратимостью развития идеи господства - доминанты западной идентичности. Имено эта идентичность, скурпулезнейшим образом исследуемая в цикле "Судьба гуманизма 21 века",  на протяжении тысячелетий,  ради своего господства, подкашивала естественный процесс исторического развития других народов, стран, цивилизаций: Индия, Китай, Америки, Россия, Восток - им несть числа. И Гитлер было порождением этой идентичности. А ведь в молодости он был художником, пусть и несостоявшимся.  И значит первоначально обладал замечательными человеческими качествами: живостью ума, любознательностью, воображением. Но именно на гребне девятого вала издыхающего проекта  Модерн, Гитлер, сообразно окружающей порочной среде, обратил  свое воображение, свой талант,  остроту ума во служение злу. И как князь из ада промчался по миру, сея смерть и разрушение.
.
В процессе обдумывания ответа  на «проклятый» вопрос о различии Климова от современников, вновь вернулась мысль о цели искусства, о его роли в жизни общества.  И в качестве матафоры родился образ искусства , как врачевателя.  Исполняя такую функцию, искусство должно держать руку на пульсе, наблюдать процессы, прозорливо предугадывать будущие осложнения, применять то или иное лекарство.
Любой фильм необходимо рассматривать в контексте его времени, в контексте происходящих социальных процессов.
Фильм «Иди и смотри» был выпущен в 1985 году, в предперестроечное время. Это было время омертвления коммунистической идеи, много раз упрощенной, извращенной и выхолощенной. Общество впадало в философское и мировоззренческое удушье. И в то же время образ запада становился все более ярким и притягательным. Возникала проблема понимания: за что же бились и воевали наши отцы и деды, за что страна положила на алтарь Победы 28 миллионов своих граждан? Потребовалась новая сложность для ее понимания. Поэтому Климов, как мне кажется, чувствуя и омертвление прежней идеи и  самого общества,  через центральную смысловую сцену расстрела фотографии Гитлера,  задал в своем фильме новую глубину понимания сути той метафизической войны. И  пусть он не предовратил падения своего народа, но этим с этим фильмом он достойно встает в ряд подвижников традиции русского искусства.

Так в чем же принципиальное отличие современных уродов «Левиафанов»? Сторонники и защитники таких фильмов апеллируют к тому, что через призму кино общество посмотрит на себя, ужаснется и начнет самоизлечиваться. Это неверная рецептура. Такое «лекарство» можно прописывать заболевающему, но еще здоровому обществу: А если оно находиться в состоянии еле дышащего, немощного, покрытого струпьями и коростами? Тогда такое искусство можно рассматривать только в одном качестве – беспощадное полоскание скальпелем по этому, еще живому телу.

В чем же должна сегодня состоять задача искусства? О чем раз за разом спрашивал наш гость? Что должно сделать, чтобы немощный, поедаемый червями нашими деятелями искусства,  спящий богатырь наконец пробудился от своего тяжкого сна, после встал и пошел? Но куда? Зачем? Для чего?
Вот что требуется  сегодня - целеполагание, путь, его направление, смысл. Что было у того расслабленного, которого излечил Христос? Вспомним, что было сказано у Матфея: «По вере вашей да будет вам». Вот что было у немощного - жгучая, страстная вера.  И чудо состояло не только в том, что Христос его исцелил, для  него это малое дело. Настоящее чудо совершил и сам немощный, потому что уверовал. Уверовал так, что преодолел свою немощь. И такая вера- вот подлинное чудо!  Поэтому задача искусства на сегодня состоит не в том, чтобы полосовать тело по живому (наш народ, как правдоискатель, вполне осознает свое падшее состояние), цель сегодня - возродить эту веру, веру в исцеление, веру в то, что невозможное возможно: « Дерзай Чадо... Встань и иди!». Вот это будет настоящее живое искусство. Только таковое оно станет «живою» водой , и созиждет  столь ожидаемое русское чудо.


  • 1
Замечательная статья! Согласен с каждым словом.

>"Такое «лекарство» можно прописывать заболевающему, но еще здоровому обществу"

Согласен, что большинство современных фильмов не просто показывают проблемы современного общества, но зацикливаются на них, преувеличивают, усугубляя "болезнь" общественного организма.

Спасибо за статью. Вообще столько много пишут про Левиафана, что я даже захотел посмотреть, несмотря ни на что)

даже и не думал писать о Левиафане, вроде много уже было сказано. Но реальность потребовала ответить на этот вопрос

каким то шестым чувством я ощущаю, что это завтра вот-вот наступит.. и будет гораздо хуже http://threella.livejournal.com/81952.html

Спасибо за статью, очень тонкое и глубокое понимание смыслов. Нам важно научить окружающих видеть и понимать их. И тогда мы снова встанем и пойдём!

Фильм не смотрел, но после вашего отклика обязательно посмотрю.

Я бы не стал рассматривать этот, действительно хороший, фильм, как очередную пропагандистскую агитку за всё хорошее против всего плохого. В этом качестве он будет заведомо уступать таким фильмам, как "А зори здесь тихие", "Хроника пикирующего бомбардировщика" и другим, в которых показан именно героизм и самопожертвование советского народа в борьбе с фашистами. В "Иди и смотри" никакого героизма и самопожертвования и в помине нет, более того, уничтоженная родная деревня Флёры становится жёсткой платой за его мечты о героизме и самопожертвовании. Этот фильм, скорее, показывает обратную сторону, опасность той идеологии героизма, которая показана в традиционных советских военных фильмах: Флёра потакает своему желанию совершить подвиг на войне и тем самым запускает карательную машину врага, против этого не помогает даже то, что к партизанам он уходит под видом ареста полицаями (необходимая, но, как оказалось, недостаточная предосторожность). В конце первой серии Флёра понимает, что натворил, поддавшись своим романтическим мечтам, но страшную цепочку событий уже не остановить. В этом контексте расстрел портрета принимает совершенно другой смысл: Флёра за весь фильм так и не смог совершить ни одного подвига, и даже свои патроны он тратит не на реального врага, а на портрет, который сам по себе никому не может принести вреда. Да, он не смог выстрелить в ребёнка-Гитлера... А что он реально смог? Донести канистру бензина к месту казни пленников, которая в итоге не понадобилась? Точно ли этот несостоявшийся выстрел в воображаемого ребёнка-Гитлера говорит именно о гуманизме Флёры, учитывая то, как Климов строит его образ в целом? Ведь не случайно в "Хатынской повести" прежде, чем случиться ужасам карательной операции, Флёра участвует в военных действиях и получает ранение, а из фильма это убрано. Это не избавление от второстепенных деталей, это именно переосмысление образа главного героя при экранизации. Не случайно и то, что в эпизоде с коровой Флёра с Рубежом действуют как мародёры. Гуманистический посыл фильма заключается не в образе самого Флёры, а в его антигероической направленности: патриотизм и героизм - это красивые слова, на которые ведутся наивные мальчишки, а на практике это выливается в море крови и искалеченные судьбы.

Предшественником "Иди и смотри" можно назвать "Проверку на дорогах". Этот фильм, снятый ещё в 1971 году, был положен на полку за его несоответствие официальной идеологии, и вышел только в один год с "Иди и смотри". Это первый фильм, в котором война показана не как красивые героические подвиги, а как геноцид. И комиссар, выступающий как представитель государства, выведен как отрицательный персонаж, который противопоставлен человечному командиру. Хотя в этом фильме и не показаны отрицательные последствия именно ура-патриотизма, там появляется отрицательный образ идеологии как таковой. Даже в фильме "Иваново детство", который в целом снят в соответствии с традициями советского военного кино, присутствует неприятие войны как таковой, и именно из-за этого пацифизма фильм критиковали: военное кино должно внедрять в сознание людей не то, что война это плохо, а то, что фашисты плохие.

Из этого следует, что "Иди и смотри" и не должен был предотвратить падение народа - напротив, этот фильм, наряду с "Проверкой на дорогах" продемонстрировал лживость идеологии, которая пала с перестройкой. А уж то, что следом пал народ - это как раз вина тех самых идеологов, которые прикрывали красивой сказкой о героических подвигах то, что на самом деле было грязно и мерзко. Как писал Осип Мандельштам, "Но перо, снимающее эту пленку, — как чайная ложечка доктора, зараженная дифтеритным налетом. Лучше к нему не прикасаться". И Герман, и Климов были частью того потока правды, который снёс советскую идеологию. И винить в этом козни Запада - последнее дело. Это мы сами построили огромную державу на лжи и лицемерии, рано или поздно этот колосс на глиняных ногах должен был рухнуть.

  • 1