kaysyn (kaysyn) wrote,
kaysyn
kaysyn

Categories:

Политрепрессированные. Экзальтация скорбью.

Ван Гог. Плачущая женщина
"Плачущая женщина". Винсент Ван Гог
19 января в центральной библиотеке имени А.С. Пушкина г. Кирова  прошла презентация книги под названием  «Их памяти нельзя не поклониться: поломанные судьбы, разбитые надежды». Эта книга посвящена судьбам детей и родных  политрепрессированных в 30-е годы прошлого века.
Эта новость была анонсирована на сайте администрации города и на официальном сайте библиотеки.
Вначале поделюсь общими впечатлениями, которые вызвало это мероприятие. Неожиданным для меня оказалось большое количество молодежи. Как впоследствии оказалось - это студенты и учащиеся кировских учебных заведений. Судя по тому, как группа молодежи, рядом с которой я сидел, томилась, ожидала и вопрошала своего «наставника» об окончании презентации, могу предположить, что пришли они сюда по учебной «разнарядке», а не по собственной доброй воле или интересу к исторической правде прошлого нашей страны.


Тон всей встрече был задан отрывком из кинофильма «Холодное лето 53».

Со вступительным словом выступила заведующая читальным залом библиотеки Видякина Т.Л. В своей речи она подчеркнула знаковость встречи, открывающей юбилейный год библиотеки, которой в этом году исполняется 115 лет. А также о том, что выпуск книги  посвящен  70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Из уст Видякиной Т.Л. снова нашей молодежи было  поведано о том, что советская власть подвергла репрессиям художников, музыкантов, ученых, инженеров и прочих лучших людей страны. Правда она не пояснила,  как наша страна победила в самой кровавой и беспощадной войне в мировой истории, опираясь на оставшийся  человеческий «мусор»?

Далее слово для самой презентации было передано составителю книги,  председателю КОПР «Вятка плюс», а также дочери политрепрессированного  Ф.С.Кутузова – Светлане Федоровне Маныловой.
Светлана Федоровна  порадовалась большой аудитории (что не помешало той стремительно покинуть зал сразу же после окончания встречи; из всего количества осталось человек пятнадцать), и сразу взяла «быка за рога», дав определение, что такое репрессии. Это, по ее мнению, карательная мера, исходящая от государства.
Странно, если бы карательная мера, оно же наказание, она же социальная защита, исходила бы от другого субъекта. Кому, спрашивается, государство должно передавать исполнительную функцию наказания? Каким-то частным лицам? Или социальным группам? Корпорациям?
Не избежала Светлана Федоровна повторения  много раз слышанных однобоких тезисов: «насилие и гонения», «геноцид населения страны». Упомянула про «церковный террор», обретший  особенно  широкий размах  в 30-х годах.
На этом тезисе хочу остановиться поподробнее. Действительно, Русская Православная Церковь в атеистическом 20 веке прошла тяжелый мытарский путь. Но в вопросе «церковного террора не все так однозначно. Приведу пример из самой книги:

В 1930 году было сфабриковано дело об антисоветской организации в с. Волково. В нее зачислили, как записано в деле «церковников, т.н. викторовцев». Это священники Свечников Владимир Владимирович, названный руководителем группировки; Осокин Георгий Павлович, Кленовицкий Алексей Васильевич, дьякон Кибардин Сергей Николаевич, церковнослужительницы сестры Чемодановы Наталья Васильевна и Ирина Васильевна. Туда же зачислили и зажиточного крестьянина Шаромова Якова Никитича.
Обвиняемые виновными себя не признали, всякую деятельность против советской власти отрицали. Однако признали, что все священники Троицкой Волковской церкви были викторовской ориентации, а прихожане шли за ними. Приход в целом считался викторовским. И этого для осуждения было вполне достаточным.

Вкратце скажу, что викторовцы - это последователи епископа Виктора, создавшего в Церкви такие процессы, которые современники - протоиереи и епископы из вятских сергиан, характеризовали как раскол.
Вот, к примеру, мнение  епископа Никифора:
Для викторовцев быть православным – отвергать лояльное отношение к существующей власти, и, выходит, что их «православие», - то же самое обновленческое политикантство, только с другой стороны.

Эту мысль нужно рассматривать в контексте того времени. Страна находилась в предвоенной ситуации. В 1931 году И.Сталин подготовил страну к надвигающейся схватке:
«Хотите ли вы, чтобы наше социалистическое Отечество было разбито и потеряло независимость? Мы отстали на 50-100 лет от передовых стран. Мы должны преодолеть этот разрыв за десять лет. Иначе нас сомнут».
 Такой рывок могло совершить только сверхсплоченное общество. В такой войне могло победить  предельно подготовленное и мобилизованное государство. И потому любые деконструктивные и провокационные действия могли трактоваться только одним образом – подрыв самой возможности будущей победы. У страны и народа был однозначный выбор: либо кара «нелояльных» членов общества, и как следствие - шанс на Победу, либо, попуская слабину и мягкотелость, обречь себя на поражение и смерть.
Более подробно о епископе Викторе и «викторовцах» напишу в другой статье.


Епископ Виктор
Были упомянуты Маныловой  слова президента В.В.Путина: «Государство много задолжало политрепрессированным»,-  хотя эти слова были обращены к репрессированным (депортированным?) народам.  Здесь, как говорится, поподробнее. Я принадлежу к той группе населения, детство которых пришлось на 90 годы. Когда новообразованное государство проводило либеральные экономические эксперименты над населением, то есть над нами.  И это время осталось в памяти,  как одно сплошное пятно ужаса, мрака и безысходности. Должно ли моему поколению также объединиться в организацию скорбящих? Должно ли нам требовать повиниться государство за его перегибы и требовать от него моральных и материальных компенсаций? За украденное детство, за украденное образование, за украденное будущее, за растоптанное достоинство?
1374563319_1374548959_028
Предисловие к книге о политрепрессированных написал протоирей Александр Балыбердин. Он известный сторонник переименования Кирова в Вятку, а также смены совремнных названий улиц на дореволюционные.
В конце своей речи С.Ф.Манылова прочла отрывок из вступления . В статье же я приведу полностью:
Предательство любви требует покаяния
Книга, которую вы держите в руках, написана не чернилами, а слезами детей, осиротевших в годы сталинского режима, слезами жен и мужей, братьев и сестер, родных и близких тех, кто в годы массовых политических репрессий был принесен в жертву безумной идее построить «светлое будущее» без Бога и без любви, на костях своих соотечественников, своих ближних.

Вот так.  А. Балыбердин извращает суть того времени, замалчивает причины  исторического выбора русским народом красного проекта под названием СССР. Заталкивает русский народ в историческое Чернодырье. Если не ради любви народ пошел за большевиками, то тогда зачем? Почему? Опять из-за своей скверности и глупости? Забывает Балыбердин, что в первую очередь своими костьми большевики усеивали русскую землю. Усеивали, когда шли проповедовать свое учение о справедливости; усеивали, когда противостояли западной интервенции с подчиненными ей белогвардейцами; сжигали себя изнуряющим трудом на полях и заводах в  годы коллективизации и индустриализации. Такова была их цена.

Она больше, чем книга, - это документ, коллективное свидетельство о том, что такое не забывается, и за подобные преступления их организаторам и пособникам рано или поздно приходится отвечать. Как перед судом человеческим, глядя в глаза своим жертвам, которые смотрят на нас с пожелтевших  от времени фотографий. Так и перед Судом Божиим, глядя в глаза Тому, Кто заповедовал людям возлюбить ближнего, как самого себя (ср. Мф. 22, 39)
Что означает эта заповедь -  возлюбить ближнего ? Она означает, что центром, целью, смыслом нашей жизни должны стать не революция и коммунизм, а наши ближние: родные, соседи, соработники и сослуживцы, независимо от того, в какой партии они состоят. И даже, если наши ближние ошибаются, мы должны, по слову Апостола, исправлять их в духе кротости (ср. Гал. 6,1), то есть, не нарушая любви и единства с ними.


Заповеди Христа были, есть и будут основополагающими столпами гуманизации человечества. Но мне бы хотелось сказать о любви, как о большом чувстве к Отечеству. О котором святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Отказываясь от ответственности, готовности жертвы во имя отечества,  ты умаляешь свою любовь. Сначала отсекаешь любовь к Отечеству, как к большому, целостному. Затем любовь начинает скукоживаться: сначала до соработников, затем до сослуживцев, становится все меньше и меньше.

Эта книга свидетельствует о том, что массовые политические репрессии, которые коснулись судеб миллионов советских людей, в том числе тысяч вятчан, были предательством любви, нарушением заповеди о любви к Богу и ближнему. Эти репрессии оставили на теле народа глубокие кровавые раны, которые со временем, хотя и превратились в шрамы, но по-прежнему кровоточат. Они не могут не болеть. Особенно в душах тех людей, кого эти репрессии коснулись лично. Открыв эту книгу, вы не можете не почувствовать эту боль, и, если вы готовы принять эту боль, как свою, вы обязательно дочитаете эту книгу до конца. Именно об этом сказано в Писании: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2)

Вот именно!. Носите бремена друг друга, примите общую ответственность друг за друга, радейте друг за друга, радейте за будущее страны, и творите жизнь во имя этой цели. Принесите свою жертву, и,  совершив ее,  уподобитесь Христу.

Если же вы не чувствуете этой боли и готовы равнодушно пройти мимо этой книги, то берегитесь, чтобы описанная в ней трагедия не повторилась с вами, вашими детьми и внуками. Потому что предательство любви, о котором она свидетельствует, как и всякий грех, требует покаяния, то есть перемены ума и перемены жизни. И до тех пор, пока мы не научимся любить по-настоящему, Бог будет «наказывать», то есть «давать наказ», учить нас, взывать к нам через такие книги и судьбы.
Протоирей Александр Балыбердин,
Руководитель Церковно-исторического центра Вятской епархии,
Кандидат исторических наук

В годы исторических переломов и потрясений выбор никогда  не бывает простым.  Неужели жертва частным (собой) во имя целого (Отечества) –  это предательство любви? Разве не этим жил и живет русский народ? Разве не этому нас учит Православная Церковь?
1305689395_na-drevnem-pole-tma-i-tishina-520x357

На презентации книги присутствовал А.В.Булдаков, бывший член движения «Молодая гвардия», а ныне заместитель главы Департамента по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области. Это ясно высвечивает суть нашей внутренней политики, направленную на очернение нашего прошлого. Булдаков высоко оценил эту книгу, сообщив, что такие проекты оставляют культурный след, составляют ценность для будущих поколений. Также  рассказал присутствующим, что проект этой книги победил в кировском конкурсе социальных проектов, и для своей реализации получил «Сертификат губернатора».
То есть наша региональная власть всячески укрепляет эту идеологическую тенденцию «покаяния» народа за свое преступное прошлое. Закрепляет идентичность «скверного русского народа», поддерживающего свое 70-летнее пребывание в советском «Чернодырье». Только судьба такого народа незавидна. Это немецкий народ понес справедливое наказание за очевидные преступления против человечества. И еще вопрос, насколько его национальное самосознание за прошедшие десятилетия восстановилось, а ведь власть фашизма в Германии длилась всего 12 лет. Нас, за наши 70 лет ожидает только вечное ползание на коленях перед всем миром. И это в лучшей перспективе.
Как наша региональная власть дополнительно способствует раскручиванию этой дыры «покаяния»  в сознании нашего народа  хорошо описано в цикле статей «Лавровый венок фашисту Страдинышу». В статьях рассказывается о Вятлаге, в котором якобы были загублены тысячи «безвинных» латышских пособников фашизма.

Во второй половине встречи  С.Ф.Манылова рассказала аудитории об учащихся Слободской гимназии, сделавших литературный монтаж по теме репрессий. О том, как эта тема впечатлила этих тринадцатилетних детей, пропустивших через себя судьбу репрессированных и их семей. После чего был продемонстрирован следующий ролик.
Честно говоря, это уже край. Конечно, судьба людей осужденных и высланных с родных мест и ужасна и горька. Но любая семья хранит память о той тяжелой године: о нечеловеческом трудовом усилии, о тяжелых бытовых условиях, о сложных жизненных перипетиях. Но эту тяжесть государство  компенсировала жизнеутверждающим настроем, посылаемым через культуру, через кинофильмы, музыку, песни, стихи. Речь же Маныловой вся пропитана скорбью и печалью. Такое впечатление, что дети политрепрессированных экзальтированы своим тяжелым прошлым. Прошла мимо блистательная эпоха великих людей и великих подвигов. Остались лишь скорбь и уныние. И этим ядом уныния бездумно заражают подрастающие поколения. Ради утешения своего «Я», приносится в жертву не только подвиг наших дедов, но и возможность здорового счастливого будущего.

После видео герои книги поведали истории своих судеб. Эти истории в самом деле производят тяжелое впечатление в наше время. Ярлык «враг народа» кардинальным образом влиял на судьбы семей, детей, родственников.  И все таки, чтобы вершить справедливый суд того времени и тех деяний, я бы предложил на другую чашу положить мнение тех людей, которые будучи также репрессированными, признали необходимость суровости предвоенного времени, и, признав – простили. А после реалибитации жили в советском государстве полноценной жизнью свободных граждан. И таких людей, по моему мнению, будет преобладающее количество.
3760_5
Несмотря на то, что книга была посвящена 30 годам, выступающие не забыли высказать оценку октябрьских событий 1917 года, определяемые ими, как «октябрьский переворот». Видимо у ораторов произошло некоторое затмение ума, поскольку все мы помним, что началом разрушения Российской империи стала февральская революция, сооруженная компрадорской буржуазией и ближайшим окружением царя. Забыли, что Синод поддержал эту революцию, тем самым, подписавшись под обнулением монархической идеи. Октябрьская революция была на самом деле посткатастрофической сборкой страны, проведенная неимоверным усилием большевиков. Хорошо объяснил суть октябрьской революции С.Е.Кургинян в программе "Список Норкина"




В конце же хочу подытожить. Трудности и сложности жизненного пути выпадают каждому. Разница в том, каково отношение человека к этому прошлому. Это либо нахождение в состоянии продленной печали, зацикленность на своей скорби. И в силу этого ни люди им не интересны, ни они людям.  О чем собственно и сказало поведение молодежи на презентации. Если же преодоление трудностей стало подвижническим путем, то свершая  восхождение, выходя к пределам свои физических, творческих и духовных возможностей, именно такой человек становится примером для восхищенния будущих поколений. Именно такой политики придерживалось советское государство, и потому она была сильна своими героями и  выдающимися людьми.
Человек
Именно о таком человеке, через подвижничество, труд и любовь раскрывающий свою человеческую суть и свое предназначение говорит движение "Суть времени". Именно на такой концептуальной мировоззренческой  платформе возможен синтез православия и коммунизма. Именно этот синтез даст новое дыхание нашей истории, и проложит стране и миру путь в созидаемое будущее.


Tags: Вятлаг, Октябрьская революция, Политрепрессированные, Церковь, террор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments